<< Назад | |
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
Муниципального общеобразовательного учреждения «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области
за 2010 – 2011 учебный год
Информационная справка о школе
Полное наименование в соответствии с Уставом |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области |
Учредитель |
Управление образования Администрации Хомутовского района |
Адрес: юридический фактический |
307573 Курская область Хомутовский район, с.Калиновка, ул.Пионерская, дом 1 307573 Курская область Хомутовский район, с.Калиновка, ул.Пионерская, дом 1 |
Телефон ОУ Лицензия
Свидетельство об аккредитации
Филиалы
Директор |
(471-37) 2-41-60 homutovsk 572 @ mail.ru 46 №000052 регистрационный №264 20.10.2010г. выдана Управлением по надзору и контролю в сфере образования Курской области 46 №000178 регистрационный №281 30.12.2010г. выдана Управлением по надзору и контролю в сфере образования Курской области
Клевенский филиал (Курская область, Хомутовский район, с.Клевень)
Жеденовский филиал (Курская область, Хомутовский район, с.Жеденовка)
Прилепский филиал (Курская область, Хомутовский район, с.Прилепы)
Приходьковский филиал (Курская область, Хомутовский район, д.Приходьково)
Сальновский филиал (Курская область, Хомутовский район, с.Сальное)
Барышников Игорь Анатольевич |
Итоги учебно-воспитательной работы
МОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
за 2010-2011 учебный год
Цель учебно-воспитательной работы в школе на 2010-2011: создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации в современных условиях.
Задачи:
1. Создание условий для развития ключевых компетенций обучающихся.
2. Развитие познавательных способностей, интеллектуальных умений, системы межличностных отношений, эмоционально-ценностных отношений к миру, стремление к взаимопониманию людей разных сообществ.
3. Обеспечение подготовки педагогических кадров к решению перспективных проблем развития образования в школе. Реализация в практике работы школы эффективных инновационных образовательных программ и технологий, в том числе информационных.
4. Совершенствование системы методической работы с педагогическими кадрами через районный методический кабинет, курский институт непрерывного профессионального образования.
5. Создание условий для оперативного учета образовательных ожиданий родителей и формирование их образовательных потребностей. Педагогическое просвещение родителей.
6. Расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки школы на основе развития сотрудничества школы с социальными партнерами.
7. Подготовка школы к введению Федерального государственного образовательного стандарта
Выполнению поставленных задач способствовали мероприятия, в которых коллектив школы участвовал согласно плану работы школы на 2010 – 2011 учебный год. Основными разделами плана являлись:
- организация деятельности, направленная на получение бесплатного общего образования;
- работа с педагогическими кадрами;
- подготовка к экзаменам;
- система внутришкольного контроля;
- общешкольные воспитательные мероприятия;
- работа с родителями.
В работе с учащимися школа руководствовалась Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, приказами Министерства образования и науки России, приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, методическими письмами и рекомендациями комитета образования Курской области и управления образования Администрации Хомутовского района, внутренними приказами и локальными актами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы на 2010 – 2011 учебный год для классов для 1-8, 10-11 классов был составлен на основании нового базисного учебного плана и сохранял в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Для 9 классов учебный план был составлен на основании старого базисного учебного плана. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и изучение элективных курсов по выбору обучающихся.
Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.
В 2010– 2011 учебном году школа работала в режиме 5-дневной недели, в школе занимались 16 классов, в которых обучалось 170 обучающихся. В связи с переходом на новый учебный план занятия в 10-11 классах велись в режиме 6-дневной недели.
Формы организации учебного процесса в 2010 – 2011 учебном году:
- уроки;
- проектно-исследовательская деятельность;
- элективные курсы;
- лекции, семинары, практикумы;
- консультации;
-олимпиады, конкурсы;
- предметные недели.
Применяя в своей работе различные педагогические технологии и разнообразные формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.
Анализ учебно-воспитательного процесса производился по результатам проверок знаний, умений и навыков учащихся, проводимых в форме административных контрольных работ, срезов знаний по предметам, предметных олимпиад, предметных недель, выставок работ учащихся.
Мониторинг успеваемости
Необходимо отметить стабильность результатов обучения (показателей успеваемости и качества знаний) в течение учебного года.
|
Кол-во аттестуемых |
успеваемость |
Качество знаний |
1 четверть |
134 |
93% |
34% |
2 четверть |
150 |
91% |
39% |
3 четверть |
131 |
94% |
38% |
4 четверть |
147 |
96% |
54% |
2010-2011 уч.год |
147 |
98% |
64% |
По итогам года 3 обучающихся переведены в следующий класс условно: Ништа П. (5а кл.), Белкина А. (7а кл.), Лис М. (8б кл.).
Награждены «Похвальными листами» 3 обучающихся: Зобанов К. (3а кл.), Гладилина Е. (3а кл.), Стрельцова М.(7а кл.).
На основании показаний врачей, заявлений родителей и приказа управления образования 2 обучающихся школы обучались на дому по индивидуальным программам: Овсянникова Е. – 5б кл., Музалев И. – 6 класс. По результатам года эти обучающиеся переведены в следующий класс.
Внутришкольный контроль
План внутришкольного контроля по всем ступеням обучения в основном выполнен.
Администрацией были посещены уроки, мониторинги, внеклассные и внешкольные мероприятия.
В ходе ВШК были проведены проверки по различным вопросам: контроль за школьной документацией предусматривал проверку классных журналов, личных дел, тетрадей по русскому языку и математике, выполнение лабораторных и практических работ по биологии, географии, химии, физике.
Основные направления контроля посещаемых уроков: контроль за качеством знаний обучающихся 5-х классов, уровнем адаптации обучающихся на 2-й ступени обучения; эффективность методических приемов, формирующих прочность знаний обучающихся 8-х классов на уроках русского языка; формы и методы творческой деятельности на уроках в 5-11 классах; работа молодого специалиста по обучению химии, развитие мыслительной деятельности, письменной и устной речи обучающихся в начальной школе; состояние преподавания ОБЖ, основ православной культуры, преподавание элективных курсов и предметов в 10-11 классах.
Хочется обратить внимание на учителей, находящихся в творческом поиске:
Однако, при посещении уроков выявилось, что необходимо больше внимания уделять формированию навыка самостоятельной работы обучающихся.
Методическая работа
Для совершенствования педагогического мастерства в текущем году проводились следующие мероприятия:
Необходимо отметить творческую разноплановую деятельность учителей-предметников Башкановой З.М., Коровкиной С.С., Будниковой Н.Н. в подготовке и проведении предметной недели математики, Квасовой Г.А., Фирсовой Е.М. в подготовке и проведении предметной недели русского языка и литературы, Гороховой Е.В. в проведении недели английского языка, Башканова А.П. в проведении недели физики, учителей 1-4 классов в проведении недели начальных классов, а также положительный опыт учителей Башкановой З.М., Будниковой Н.Н., Фирсовой Е.М., Гороховой Е.В., Пучковой С.М., Чубовой Т.П. по использованию компьютера, интернета, мультимедийного комплекса во время подготовки и проведения мероприятий и привлечению обучающихся к данной деятельности.
Учителя школы создают накопление методических материалов в электронном виде.
В соответствии с методической темой школы на 2010-2011 учебный год «Опыт работы учителей по личностно ориентированному обучению» в ноябре состоялся педсовет «Творческая деятельность учащихся на уроке, формы, методы и перспективы», в марте - методическая неделя «Творчество учащихся на уроке и во внеурочной деятельности».
В 2010-2011 учебном году завершена работа педагогического коллектива по методической теме школы «Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития школы и саморазвития личности обучающихся».
Работа с обучающимися, мотивированными на обучение
Школьные олимпиады проводились в период с17 по 23 ноября 2010 года. В предметных олимпиадах по предметам математика, русский язык, литература, математика, физика, география, информатика, ОПК приняли участие около 30 обучающихся. Победителями и призерами стали 14 обучающихся. Наибольшее количество призовых мест заняли Поляков М. (6 предметов), Стрельцов А. (4), Бояринцев С.(4), Любкина В.(4), Рябыкина И.(3), Миронова О.(3). На предметных олимпиадах районного уровня, проходивших в декабре, наши обучающиеся также показали достаточно хорошие результаты, завоевав 27 призовых мест.
Повышение квалификации педагогов
В 2010-2011 учебном году в школе велась большая подготовительная работа к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Подготовка школы к ЕГЭ и ГИА в 2010-2011 учебном году
ЕГЭ стал единственной формой аттестации выпускников с 2009 года – по обязательным предметам и предметам по выбору. Задача учителей и школы – позаботиться о своевременной, а главное, качественной подготовке к ЕГЭ.
С 2009 года введена новая форма аттестации в 9 классе (организуемая региональной экзаменационной комиссией в условиях независимого оценивания).
Одной из форм подготовки к ЕГЭ и ГИА является участие выпускников в мониторингах различного уровня (школьного, областного, федерального).
В течение учебного года обучающиеся 11 класса неоднократно участвовали в диагностических работах в формате ЕГЭ по математике, проводимых Федеральным институтом педагогических измерений и Московским институтом открытого образования. Результаты показали, что выпускники достаточно хорошо подготовлены к итоговой аттестации по математике и русскому языку.
Обучающиеся 11 класса, 9-х классов принимали участие в проведении мониторингов уровня подготовленности к ЕГЭ, ГИА по графику комитета образования и науки Курской области. Мониторинги проводились по предметам: русский язык, математика в 9 классах; по предметам: русский язык, математика, физика, обществознание – в 11 классе. Результаты мониторингов в 9 классах и 11классе показали 100%-ю успеваемость по предметам.
Государственная (итоговая) аттестация
Государственная (итоговая) аттестация в 9, 11 классах прошла успешно.
Итоговая аттестация по русскому языку и алгебре в 9 классе проходила в новой форме (организуемая региональной экзаменационной комиссией в условиях независимого оценивания). 1 выпускник на экзамене по русскому языку получил неудовлетворительную отметку и проходил аттестацию повторно, в срок, установленный комитетом образования и науки Курской области (11 июня).
Результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2010– 2011 учебном году.
Предмет |
Кол-во уч-ся сдававших экзамен |
Результаты |
||
«5» |
«4» |
«3» |
||
Русский язык (ГИА) |
22 |
5 |
10 |
6-(ГИА), 1-в традиц. форме |
Алгебра (ГИА) |
22 |
4 |
18 |
- |
Физика |
16 |
2 |
10 |
4 |
Биология |
11 |
5 |
3 |
3 |
Физкультура |
10 |
4 |
6 |
- |
Русский язык(устно) |
4 |
- |
1 |
3 |
Химия |
3 |
3 |
- |
- |
На «4» и «5» окончили 9-й класс 6 обучающихся.
Обучающаяся 9б класса Миронова Ольга получила аттестат об основном общем образовании особого образца, обучающийся 9б класса Рязанцев Константин награжден грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
В 11 классе все экзамены выпускники сдавали в форме ЕГЭ. По всем предметам были набраны баллы выше установленного Минобрнауки РФ минимального балла. 1 выпускник 11 класса Поляков Максим награжден серебряной медалью «За особые успехи в учении».
Предмет |
Русский язык |
Математика |
Обществознание |
Физика |
Биология |
История |
Английский язык |
Кол-во уч-ся, сдававших экзамен |
13 |
13 |
11 |
9 |
5 |
4 |
1 |
Промежуточная аттестация
По решению педагогического совета промежуточная аттестация в 8 и 10 классах проходила в форме устных и письменных экзаменов. Такое решение было принято с целью более эффективной подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Итоги промежуточной аттестации в 2010-2011 учебном году
8, 10 классы
Класс |
Предмет |
Количество обучающихся, сдававших экзамен |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
|||
10 |
Русский язык |
5 |
- |
4 |
- |
- |
Алгебра и нач. анализа |
5 |
1 |
3 |
1 |
- |
|
Обществознание |
2 |
- |
3 |
6 |
2 |
|
Физика |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
|
8 |
Русский язык |
23 |
4 |
5 |
14 |
- |
Алгебра |
22 |
7 |
6 |
9 |
- |
|
ОБЖ |
10 |
2 |
4 |
3 |
- |
|
Литература |
3 |
3 |
- |
- |
- |
|
|
История |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Общие выводы
1.Запланированные на 2010-2011 учебный год мероприятия в основном выполнены.
2. В школе созданы условия для успешного проведения УВП.
3. Стабильны результаты качества обучения и обученности.
4. Работа МО и МС велась на достаточно высоком уровне.
5. Методическая работа учителей была продуктивной, многие педагоги повысили свою квалификацию.
6.Выступления учителей на педсоветах способствуют обмену педагогическим опытом.
7. Учителя активно используют ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
8. Проведена необходимая подготовительная работа по введению ФГОС.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная система школы направлена на создание условий для развития нравственного потенциала личности школьников. Одна из ведущих задач наших педагогов – помочь ребенку быть таким, каким он хочет быть, то есть помочь осуществить право быть самим собой.
Воспитательная система строится на принципах, определенных государственной политикой в области воспитания:
и принципах, заложенных в Уставе ОУ, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью самоуправления, моделью выпускника школы:
Цели воспитательной системы:
Задачи воспитательной системы:
ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений:
- ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ.
Школа за многолетнюю историю бережно хранит и умножает свои традиции. С ними растут, взрослеют и воспитываются обучающиеся школы.
СЕНТЯБРЬ –
ОКТЯБРЬ –
Конкурс рисунков « Я- гражданин России».
ДЕКАБРЬ -
ЯНВАРЬ -
ФЕВРАЛЬ -
МАРТ -
АПРЕЛЬ -
МАЙ -
ИЮНЬ -
- ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные задачи:
ü развитие общечеловеческих и социальных ценностей;
ü воспитание толерантности и милосердия;
ü создание условий для развития ученического самоуправления;
ü формирование навыков проектной деятельности;
ü обучение детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.
Практика подтвердила, что активные формы работы с учащимися дают высокие результаты. Комплексная работа по изменению обучения и воспитания, как показывает наш опыт, активнее продвигает детей в развитии, более естественно и органично адаптирует их к школьной жизни. Именно ценностно – ориентировочная деятельность насыщена новыми интересными формами работы: создание школьного социального проекта, конференции, лектории, брейн – ринги, вечера вопросов и ответов с интересными людьми, развитие детского движения в школе и т. д., позволяет отработать новые формы взаимоотношений между учениками и учителями. Учитель и учащийся становятся соучастниками одного процесса, сотрудниками.
- ОБЩЕСТВЕННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные задачи:
ü развитие познавательного интереса, познавательной мотивации, познавательной активности;
ü развитие коммуникативных навыков школьников;
ü стимулирование творческой активности детей;
ü воспитание у детей уважения к людям;
ü формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
Выполняя поставленные задачи в школе созданы и работают кружки: «Танцевальный»,«Волшебники искусства», «Музыкальный», «ИЗО», объединения:«Культурное наследие», «Истоки», «Умелые руки», «Бисероплетение» и др. Школьники, занимающиеся в кружках, объединениях принимают активное участие в праздниках, конкурсах, смотрах различных уровней (районного, зонального, областного), где неоднократно занимают призовые места.
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные задачи:
ü развитие духовно – нравственных и эстетических качеств личности;
ü формирование художественного вкуса и культуры учащихся;
ü приобщение к самодеятельному художественному творчеству;
ü укрепление психологических ресурсов личности.
Наряду с традиционными выставками из природного материала, конкурсов тематических плакатов, бюллетеней в школе используются и новые воспитательные формы – фотовыставки, презентации детских работ. Наибольшей популярностью у учащихся пользуется компьютерный кружок, основой вид деятельности которого – компьютерная графика и мультимедийное оформление школьных праздников.
- КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные задачи:
ü формирование экологической культуры у учащихся;
ü воспитание бережного отношения к окружающей природе;
ü развитие личности, способной к определению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности;
ü воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы;
Направление работы школьного музея - историко – литературное краеведение, которое включает следующие виды деятельности:
1. поисковая работа учащихся;
2. создание экспозиций, альбомов из собранного материала;
3. проведение классных часов, встреч с родителями, выпускниками, сельскими литераторами, краеведами;
- СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные задачи:
ü развитие потребности вести здоровый образ жизни;
ü воспитание потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
ü развитие двигательной активности;
ü развитию навыков гигиены и соблюдению режима дня.
Традиционными формами спортивно – оздоровительного воспитания являются - спортивные праздники, спортивные секции («Волоейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Тяжелая атлетика») общешкольные «Дни здоровья», месячники спортивно – массовой работы, турниры. В школе создана спортивная команда, приобретена единая спортивная форма. Организация массовых мероприятий ведет к удовлетворению потребностей в доступности участия учащихся и их родителей в занятиях физкультурой, повышению уровня знаний родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные задачи:
ü воспитание отношения к труду как высшей ценности жизни;
ü развитие потребности в творческом труде;
ü воспитание социально — значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
ü развитие навыков в самообслуживании;
ü уважительного отношения к материальным ценностям.
Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, дежурство, работа по уборке и утеплению школьных помещений, благоустройство пришкольной территории, школьного стадиона, трудовые десанты по уборке сельского парка, уход за братским захоронением, работа в школьных производственных бригадах.
В школе нет случайно проводимых дел. Все они систематизированы, что позволяет заранее прогнозировать их результат.
-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ, ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ И ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МИКРОРАЙОНА.
В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями с.Калиновка, п. Хомутовка, а также с представителями общественности.
Формы сотрудничества:
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив
школы стремится к становлению открытой социально – педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка, может быть успешной только в том случае, если мы станем союзниками, что позволит родителям лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Школа ведет работу с родителями во всех направлениях:
ОТНОШЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ШКОЛЫ
В развитии воспитательной системы школы субъектами являются педагоги, учащиеся и их родители, друзья школы, выпускники.
Взаимная доброжелательность – основа нашей работы. Психологически свобода, естественность в отношениях, культура общения – основные принципы, лежащие в основе совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы школы. В школе царит здоровая творческая атмосфера. Педагоги, учащиеся и родители выступают как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. Педагогами используется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Наладились связи с социумом. В управление системой включается все больше участников: детей, родителей, общественности. Резко возросла роль самоуправления.
Учащиеся любят школу, стремятся своей учебой, общественной активностью, высоким духовно – нравственным содержанием, спортивными достижениями преумножать славу школы. Теплота отношений – главное достижение школы. О теплоте этих отношений учащиеся рассказывают своим друзьям и родственникам, описывают в сочинениях, положительно отвечают на вопросы анкетирования. Выпускники регулярно посещают школу, благодарственные отклики о школе и учителях можно увидеть и в СМИ, а так же в «Журнале откликов и предложений». Многочисленные диагностики родителей показывают положительные отклики о школе.
Результаты диагностики «Оценка уровня удовлетворенности учащихся и родителей»
(В - высокий, С — средний, Н — низкий)
|
2008 – 2009 уч. г. |
2009- – 2010 уч. г. |
2010 – 2011уч.г. |
Уровень комфортности пребывания ребенка в школе |
В – 47% |
В – 88% |
В –94% |
Уровень отношения к ребенку (оказание помощи, внимания) в школе |
В – 74% |
В – 93% |
В – 98% |
Уровень ваших взаимоотношений с педагогами школы |
В – 62% |
В – 73% |
В – 95% |
Уровень работы системы дополнительного образования в школе по направлению формирования здорового образа жизни ребенка |
В – 71% |
В – 84% |
В –89% |
Возможность реализовать творческий потенциал |
В – 89% |
В – 100% |
В – 100% |
Уровень организации и проведения творческих конкурсов в школе |
В – 86% |
В – 94% |
В –95% |
Уровень организации и проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий в школе |
В – 86% |
В – 100% |
В – 100% |
Уровень организации совместного досуга родителей и детей в школе |
В – 75% |
В – 81% |
В – 87% |
Уровень школьной проектной деятельности по формированию здорового образа жизни |
В – 86% |
В – 94% |
В – 99% |
Уровень родительского просвещения по формированию навыков здорового образа жизни |
В – 87% |
В – 93% |
В – 100% |
ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Чрезвычайно важно работать с окружающей средой, превращая ее в средство воспитания, используя ее потенциал для личностного роста школы.
Основная цель взаимоотношений с окружающей средой -это использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа дать не может.
Основные задачи, реализуемые при взаимодействии:
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, устанавливаем связи.
Реализация воспитательной системы школы невозможна без взаимодействия с социальными партнерами. Такое содружество расширяет сферу отношений учащихся, расширяет круг интересов старшеклассников помимо учебной деятельности.
Формирование единого воспитательного пространства, создание условий для личностного развития и самореализации школьников и педагогов позволяет осуществить нам взаимодействие с ДДТ, ДШИ, Калиновским ДК, КСХТ, фермерскими хозяйствами «Сапфир», «Олкрис», отделом по молодежной политике при Администрации Хомутовского района и др.
В профилактике антиобщественных проявлений в молодежной среде мы опираемся на взаимодействие с органами социальной защиты; комиссией по делам несовершеннолетних Хомутовского района; Хомутовским РОВД, ДЮСШ, ЦРБ. Такие взаимоотношения позволяют поддерживать и укреплять здоровье школьников, воспитывать волевые качества, формировать потребность в здоровом образе жизни.
Кроме того, школа является центром передового педагогического опыта, методическим центром по передаче методических средств, приемов, программ и т. д.